Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Золотухина Ольга
1. Правомерны ли требования управляющей компании к собственнику об оплате коммунальных услуг и расходов на содержание помещения с момента ввода объекта в эксплуатацию, о чем предусмотрено в договоре, но при отсутствии подписанного акта приема-передачи квартиры? Требования управляющей компании к собственнику об оплате коммунальных услуг и расходов на содержание помещения с момента ввода объекта в эксплуатацию при отсутствии подписанного акта приема-передачи помещения являются неправомерными, так как противоречат положениям пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ.
Довольно распространена практика, когда застройщик включает в договор инвестирования или долевого участия положение о том, что с момента ввода дома в эксплуатацию на инвестора (или дольщика) возлагаются обязанности по оплате коммунальных услуг и расходов за содержание помещения. Такой пункт договора является спорным в свете положений жилищного законодательства.
В пункте 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ указаны лица, на которые возлагается обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе в подпункте 7 установлено, что такая обязанность лежит на застройщике (лице, обеспечивающем строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию. Согласно подпункту 6 пункта 2 названной статьи, обязанность переходит к указанным лицам после получения помещения от застройщика по передаточному акту.
Логика названной статьи такова, что плату за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги (далее совместно - эксплуатационные платежи) вносит законный владелец жилого помещения. Соответственно, до передачи застройщиком объекта строительства инвесторам (или дольщикам) законным владельцем дома, а также лицом, несущим бремя содержания помещений и обязанным вносить плату за содержание и ремонт жилья и коммунальные услуги, является застройщик.
Имеется обширная судебная практика, поддерживающая данную правовую позицию (например, Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 N 304-ЭС15-15843 по делу N А70-4834/2014; Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2016 N 305-ЭС16-928 по делу N А40-195936/2014; Апелляционное определение Московского областного суда от 01.09.2014 по делу N 33-19232; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.11.2015 N Ф05-15733/2015 по делу N А40-53429/14).
2. Правомерен ли отказ собственника жилого или нежилого помещения от уплаты задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома на основании договора аренды, в котором указанная обязанность возложена на арендатора? Нет, не правомерен, поскольку обязанность по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества многоквартирного дома установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), который не является стороной договора аренды; перед исполнителем коммунальных услуг ответственным лицом по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества является собственник помещения.
Жилищное законодательство закрепляет, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возлагается на собственника помещения с момента возникновения у него права собственности (подпункт 5 пункта 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ст. 39 и п. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Приведенные статьи сформулированы в отношении жилых помещений. Однако они распространяют свое действие и на нежилые помещения в многоквартирном доме в силу аналогичности правоотношений. Это видно также из многочисленной судебной практики, в том числе и упоминаемой ниже.
Таким образом, отказ собственника помещения от уплаты задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома на основании договора аренды, в котором указанная обязанность возложена на арендатора, не правомерен. Данная обязанность в этом случае установлена в отношениях с арендодателем, а не исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), который не является стороной договора аренды; перед исполнителем коммунальных услуг ответственным лицом по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества в силу закона остается собственник помещения.
3. Из чего складывается плата за коммунальные услуги? Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
3. Как можно уменьшить плату за некачественные коммунальные услуги? Согласно пункту 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам. В соответствии с пунктом 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества. Согласно пункту 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (аварийно-диспетчерская служба). Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" разъяснения по применению Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Функции по контролю за соблюдением Правил осуществляют органы государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ - Сбор документов и их павовая оценка. - Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...
На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.
2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ - Разработка проекта иска/отзыва на иск. - Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию. - Подача иска в суд. Подробнее...
Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.
3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ - Проведение предварительного слушания. - Оценка возражений противоположной стороны. - Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств). - Проведение основного слушания. Подробнее...
Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.
4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. - Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведениеслушания дела. Подробнее...
Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения
5.КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. -Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведение слушания дела. Подробнее...
Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей
6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Возбуждение исполнительного производства. - Участие в исполнительных действиях. - Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.
Признание лица утратившим право пользования жилым помещением Приобретение квартиры - серьезный шаг для многих в нашей стране. Его планируют годами, с ним связывают определенные надежды на будущее. Возможно, именно черезвычайной важностью квартирного вопроса и обусловлено его отрицательное влияние на людей, подмеченное еще классиком.
Вопросы раздела жилого помещения, занимаемого по договору социального найма Несмотря на давно начавшийся процесс приватизации жилых помещений, а также возможность приобретать жилые помещения в собственность, достаточно большое количество жилых помещений в настоящее время граждане продолжают занимать на основании договоров социального найма.
Признание права собственности на недвижимое имущесво в силу приобретательной давности Собственники брошенных квартир, домов начали возвращаться и требовать возврата своего жилища из чужого незаконного владения, несмотря на то, что фактические владельцы данного недвижимого имущества уже десятилетиями владели и пользовались им как своим собственным, заботились о его сохранении.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru