ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66

Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ГРУЗ «ПОТЕРЯЛСЯ»: ПЕРЕВОЗЧИК ОТВЕТИТ?

Материал подготовил юрист ЮФ «Логос»
Бескровная Ирина
 Данная статья выявляет особенности взыскания убытков за утрату, недостачу и повреждение груза профессиональными перевозчиками, а также меры, предпринимаемые перевозчиками, чтобы достичь освобождения от ответственности.

Вопрос транспортных перевозок ввиду многообразия видов транспортных средств, урегулирован различными актами: как общими положениями Гражданского кодекса РФ, так и специализированными кодексами и уставами (Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», Федеральный закон № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и ряд других).

При таком многообразии нормативных актов при казалось бы очевидном наступлении случая, влекущего для перевозчика негативные последствия в виде возмещения убытков, связанных с несохранностью груза, процедура доказывания порой вызывает большие сложности. А в случае международных перевозок возникает необходимость в применении также и международных правовых актов, что делает процедуру еще более запутанной. И только четкое понимание законодательной базы, глубокий анализ судебной практики и грамотно подготовленные документы помогут добиться возмещения ущерба.

Гражданский кодекс РФ устанавливает общие правила ответственности перевозчика за несохранность груза, под которой понимается не только его утрата, но также и недостача, и любое повреждение (порча). При этом перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия вины. Однако, перевозчик может быть освобожден от ответственности, если докажет, что несохранность груза была вызвана обстоятельствами, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Анализ законодательства позволяет выявить некоторые основные обстоятельства, которые могут привести к освобождению перевозчика от ответственности. Например, особые естественные свойства перевозимых грузов, их скрытые недостатки, естественная убыль; действия или распоряжения соответствующих властей (арест, карантин); военные действия; недобросовестные действия самого грузоотправителя и другие.

При этом, многие положения внутренних транспортных актов противоречат общим положениям наступления ответственности, что на практике приводит к трудностям судебного доказывания.

Так какие же правовые инструменты используют перевозчики для того, чтобы избежать ответственности за утрату (порчу) груза?

Основные позиции защиты перевозчиков, направленные на освобождение от ответственности, наступающей вследствие несохранности груза, можно сгруппировать в зависимости от вида транспорта, используемого для оказания услуг перевозок:

1. Автомобильные перевозки. Пожалуй, самый распространенный вид перевозок. Под единственным основанием освобождения перевозчика от ответственности за утрату груза судебная практика понимает наличие препятствий вне разумного контроля обстоятельств, которые было разумно ожидать и брать в расчет в качестве препятствий при заключении договора. При этом понятием непреодолимой силы в данном случае не охватывается несохранность груза и в результате возгорания автомобиля, и в случае дорожного-транспортного происшествия, произошедшего по вине третьего лица. Данные обстоятельства судами расцениваются в качестве обычных рисков предпринимательской деятельности. Однако, перевозчик вправе представлять доказательства того, что он принял требующиеся от него меры, в частности, заключив договор страхования груза.

2. Перевозки внутренним водным транспортом. Как правило, в данном случае перевозчики стараются выйти за пределы оснований ответственности, установленные общими положениями Гражданского кодекса РФ и Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, пытаясь применить к имеющимся правоотношениям Кодекс торгового мореплавания РФ, который устанавливает более лояльные меры ответственности для перевозчика. Однако, суды в данном случае исходят из буквального толкования договоров перевозки, в которых зачастую и указан закон, подлежащий применению. В связи с чем полагаем нелишним очередной раз напомнить о важности внимательного ознакомления с договором до его подписания.

3. Морские перевозки. Кодексом торгового мореплавания РФ установлен более широкий перечень обстоятельств, вследствие наступления которых перевозчик освобождается от ответственности (например, опасности или случайности на море, навигационная ошибка, пожар на судне не по вине перевозчика, любые меры по спасанию людей и другие). Однако, судебная практика в большинстве случаев исходит все же из презумпции вины перевозчика, вследствие чего последнему необходимо будет доказывать ее отсутствие. Как правило, такое доказательство затрудняется сложным механизмом добывания сведений, в том числе путем производства комплексных экспертиз узкими специалистами.

4. Воздушные перевозки. Указанный вид перевозок является достаточно редким. При этом, ранее существовавшая редакция Воздушного кодекса РФ, регулирующая условия освобождения воздушного перевозчика от ответственности за утрату (порчу) груза, была настолько расплывчата, что оставляла большой простор для маневров недобросовестным перевозчикам. Однако, в настоящее время законодатель пошел по пути более детального и конкретного урегулирования данной проблемы. Теперь основания освобождения от ответственности воздушных перевозчиков во многом перекликаются с основаниями освобождения от ответственности автомобильных перевозчиков. Что, по нашему мнению, является разумным и соответствующим жизненным реалиям. В большинстве случаев воздушные перевозчики пытаются апеллировать к документарным моментам («лазейки» в договорах, в составленных актах приема-передачи, несоблюдение претензионного порядка (в том числе, пропуск срока)), в связи с чем важно ответственно подойти к оформлению документов на каждом этапе взаимоотношений грузоотправителя с перевозчиком.

5. Железнодорожные перевозки. Данный вид перевозок также является одним из самых распространенных. И, несмотря на тот факт, что судебная практика по вопросу взыскания убытков в связи с утратой (порчей) груза железнодорожным перевозчиком весьма обширна, единообразной ее сложно назвать. Основаниями для освобождения перевозчика от ответственности за утрату (порчу) груза являются обстоятельства, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам. Но указанные обстоятельства перевозчик должен будет доказать. Безусловно, в данной статье представлены лишь общие черты наступления ответственности перевозчиков за утрату (порчу) груза, однако, при этом полагаем возможным сделать следующий вывод. Чтобы получить возмещение убытков, необходимо со всей ответственностью подойти к документальному оформлению перевозки (договора, актов, накладных), уделив в договоре максимальное внимание вопросам ответственности, а также прописав закон, подлежащий применению.


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru