Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Золотухина Ольга
Агентский договор является достаточно новым для российского права. Он широко распространен в англо-американском праве, где заменяет договоры поручения и комиссии, традиционные для континентальной правовой системы. В настоящей статье рассматриваются особенности осуществления турфирмой деятельности через агентский договор, а также вопросы ведения налогового учета у агента.
На сложившемся к настоящему времени рынке туристических услуг турфирмы выполняют посредническую роль между лицами, непосредственно оказывающими услуги (например, санаторием, базой отдыха, гостиничным комплексом и т.д.), и потребителем этих услуг (туристом).
Турфирма может оказывать свои услуги на основании договора комиссии или агентирования, а также, действуя в рамках договора поручения, однако, наиболее часто взаимоотношения сторон регулируются агентским договором, так как именно конструкция агентского договора наиболее адекватно регулирует правоотношения турфирмы, реализующей не принадлежащий ей туристический продукт или услугу и принципала, который будет непосредственно оказываьть эту услугу.
Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Заключение агентского договора преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых агент как посредник совершает в чужих интересах как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так одновременно и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами.
Права и обязанности турфирмы как стороны агентского договора, по сделкам, совершенным им с третьими лицами, зависят от того, от чьего имени выступает турфирма в договоре.
Если такая сделка совершена турфирмой от своего имени и за счет принципала, то приобретает права и становится обязанным турфирма.
В случае совершения турфирмой сделки с третьим лицом совершена от имени и за счет принципала, то права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
При подготовке турфирмой агентских договоров с санаториями, базами отдыха, гостиничными комплексами и другими подобными лицами, следует помнить, что к существенным условиям договора агентирования действующее законодательство относит только сам предмет договора, поэтому отсутствие в таком договоре иных условий не повлечет признание договора незаключенным.
Договор агентирования может быть заключен и на определенный срок, и без указания срока действия, при этом, срочный договор агентирования ни одна из его сторон не может расторгнуть в одностороннем порядке (ст. 1010 ГК РФ).
Следует отметить, что какие-либо ограничения прав принципала и турфирмы могут быть установлены только самим договором и не ограничены действующим законодательством.
Также, как и другие посредники, турфирма, являясь агентом по договору агентирования, обязана представлять принципалу отчеты о ходе исполнения поручения.
Порядок и сроки представления таких отчетов следует установить в договоре.
В случае, если договором порядок представления отчета не определен, то необходимо отчитываться либо по мере исполнения договора, либо по окончании действия договора. Налоговый учет у агента
Так как в случае исполнения турфирмой агентского договора, ею реализуются услуги, согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ с реализованной услуги необходимо исчислить налога и уплатить ее в бюджет.
В соответствии со ст. 156 НК РФ посредники при ведении деятельности в интересах другого лица определяют налоговую базу по НДС как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений.
При этом моментом определения налоговой базы у посредника является дата направления отчета принципалу.
Комиссионное вознаграждение агента признается также доходом от реализации турфирмы на основании нормы ст. 249 НК РФ.
При этом деньги, полученные от покупателя в оплату путевок и подлежащие передаче принципалу, не признаются расходами турфирмы (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, агентский договор в системе договоров, предусмотренных гражданским законодательством России, представляет собой сложное переплетение норм о договорах комиссии и поручения. В сфере туризма агентский договор широко применяется для регулирования отношений между лицами, непосредственно осуществляющими услуги для туристов и турфирмой, и идеально подходит для организаций в сфере туризма, так как отношения между ними, как правило, носят длительный характер.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru