Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
Здесь всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить     (новый сайт «Логоса»)
  
Рус    Eng Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



РАСПОРЯЖЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ, ВНЕСЕННЫМ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Золотухина Ольга
 Подпункт 2 п. 2 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза установлена льгота, согласно которой обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок. Раньше ограничения по пользованию и распоряжению таким оборудованием, внесенным в уставной капитал, были бессрочными, поэтому введение пятилетнего серьезным шагом. Однако, у "старых" инвесторов, тех, кто инвестировал несколько лет назад, возникли вопросы: как будет со сроком для тех, кто ввез оборудование в Россию два, три, четыре года и более назад? Пять лет с момента ввоза или больше?
Инвесторов всегда заманивают всяческими льготами - это обычная мировая практика. Появилась такая льгота и в начавшем работать с июля прошлого года Таможенном кодексе Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии. Подпункт 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС устанавливает: обязанность по уплате таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, прекращается по истечении 5 лет со дня их выпуска, если национальным законодательством не предусмотрен иной срок. Раньше ограничения по пользованию и распоряжению таким оборудованием, внесенным в уставной капитал, были бессрочными, поэтому введение пятилетнего срока стало серьезным и очень конструктивным шагом, его высоко оценили все, кто работает на этом рынке.
Но вот "старых" инвесторов, тех, кто инвестировал несколько лет назад, таможня почему-то обидела. У них, естественно, возникли вопросы: как будет со сроком для тех, кто ввез оборудование в Россию два, три, четыре года и более назад?
Пять лет с момента ввоза или больше? На этот простой вопрос сразу хочется ответить: "конечно, пять - в норме же четко сказано". Однако определение срока, начиная с которого отсчитывается "пятилетка", вызвало бурные споры организаций с таможенниками. Учитывая, что вопрос затрагивает огромное количество организаций с иностранными инвестициями, выскажем ряд соображений по сути спора. Условно выпущенными товарами согласно ст. 200 ТК ТС, в частности, считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
При этом установлено, что такие товары могут использоваться только для целей, соответствующих условиям предоставления льгот.
До момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных платежей они считаются условно выпущенными.
А вот обязанность такая прекращается в общем случае по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Если же в течение этих пяти лет налогоплательщик нарушит ограничение по использованию и распоряжению этими товарами или нарушит цели предоставления льготы, он, в соответствии с п. 3 ст. 211 ТК ТС, обязан будет в первый день совершения указанных действий уплатить ввозные пошлины и налоги, по которым были предоставлены льготы.
Поскольку речь здесь идет об оборудовании, и, как правило, дорогостоящем, при неверном применении указанных положений организация рискует понести значительные финансовые потери.
Для минимизации рисков организациям в первую очередь необходимо определить, какие именно действия, совершенные до истечения пяти лет, смогут привести к нарушению льготного режима.
Порядок предоставления тарифных льгот до вступления в силу Кодекса Таможенного союза был определен Правительством РФ (Постановление от 23.07.1996 N 883).
Данное Постановление действует и сейчас в части, не противоречащей нормам, посвященным Таможенному союзу.
Указанным Постановлением предусмотрены условия для применения льготы по уплате пошлин: товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Кроме того, указано, что уплата пошлины производится в случае дальнейшей реализации таких товаров (нецелевое использование).
Иных оснований для прекращения льготного режима Постановлением не установлено.

Перечень видов нецелевого использования был расширен на основании Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, нецелевым использованием признаны:
- выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин;
- совершение организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин;
- передача ввезенных товаров во временное пользование.
Обратите внимание! К необходимости уплаты таможенных пошлин может привести не только реализация или сдача в аренду ввезенного оборудования, но и выход иностранного инвестора из состава участников организации.
Дело в том, что увидев нововведение про пять лет и, определив, что с момента ввоза товара прошел нужный срок, многие организации изъявили желание реализовать ввезенное имущество, однако столкнулись с претензиями таможенников. По их мнению, по оборудованию, ввезенному до принятия ТК ТС, пятилетний срок отсчитывается с даты вступления этого Кодекса в силу, а не с даты фактического ввоза.
Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России подготовило специальное письмо с разъяснениями: применительно к товарам, выпущенным условно еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза, срок, по истечении которого прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, следует исчислять со 2 июля 2010 г., то есть со второго дня действия этого Кодекса (Письмо ФТС России от 12.08.2010 N 05-13/39454). Таким образом, инвесторам к уже прошедшим, часто немалым, годам предложили потерпеть еще одну полную пятилетку.
При этом таможенные органы исходят из того, что положения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные ст. 211 ТК ТС, не были регламентированы Таможенным кодексом РФ.
В силу ст. 366 ТК ТС названный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в действие (01.07.2010).
По отношениям, регулируемым ТК ТС и возникшим до дня его вступления в силу, Кодекс применяется только к тем правам и обязанностям, которые возникли после 01.07.2010.
Переходными положениями для таможенного режима "выпуск для внутреннего потребления" отмечено, что товары, помещенные под этот режим до вступления в силу ТК ТС, со дня введения его в действие считаются помещенными под таможенную процедуру с тем же названием (п. 1 ст. 370 ТК ТС).
Между тем в силу п. 3 ст. 174 ТК ТС выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой свидетельствует о завершении помещения товаров под определенную таможенную процедуру. Исходя из приведенных норм, таможенные службы делают вывод, что пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом "для внутреннего потребления" до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные ст. 211 ТК ТС, не были регламентированы ТК РФ. Кроме того, положения ст. 370 ТК ТС не содержат нормы, предписывающей применение пп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и выпущенных условно до вступления в силу ТК ТС.
Несмотря на то, что о сформировавшейся судебной практике пока говорить не приходится, суды в настоящее время поддержали позицию таможенных органов.
Например, ФАС Северо-Западного округа рассмотрел дело по заявлению организации о признании незаконными действий таможни по отказу в снятии таможенных ограничений.
Спор был связан с тем, что в период с сентября 1997 г. по август 2003 г. общество ввезло на территорию РФ оборудование для увеличения уставного капитала.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 товар был условно выпущен в рамках таможенного режима "выпуск для внутреннего потребления".
После вступления в силу ТК ТС и по истечении пяти лет с момента фактического ввоза товара общество 26.11.2010 обратилось в таможню с просьбой о снятии оборудования с таможенного контроля.
В своем ответе таможенный орган отказал организации, сославшись на то, что положения ст. 211 ТК ТС распространяются на товары, помещенные под таможенный режим "выпуска для внутреннего потребления" до 01.07.2010 с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Однако срок для исчисления уплаты ввозных пошлин должен определяться только с 01.07.2010.
Следовательно, снять с контроля в таможенных органах указанное оборудование можно будет после 01.07.2015.
Суд первой инстанции удовлетворил требования организации, указав, что "положения Таможенного кодекса Таможенного союза учитывают отношения, возникшие до вступления в силу данного Кодекса, а именно помещение товаров под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, и не пресекают срок нахождения товаров под этим режимом датой вступления в силу ТК ТС - 01.07.2010".
Однако данное решение было отменено судом апелляционной инстанции, поддержавшим доводы налогового органа.
К выводу о том, что пятилетний срок для снятия ограничений начинает исчисляться только с 01.07.2010, пришел в Постановлении от 20.01.2012 по делу N А56-14344/2011 ФАС Северо-Западного округа, оставив решение апелляционного суда без изменения.
При этом суд отклонил доводы общества, указав, что из п. 1 ст. 370 ТК ТС следует, что именно с даты вступления в силу Кодекса Таможенного союза товары считаются помещенными под соответствующую таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Таможенного союза.
Повторного выпуска товара, который ранее был выпущен в режиме "для внутреннего потребления" на территории Российской Федерации, в данном случае не происходит.
Следует отметить, что ВАС РФ поддержал указанную позицию Определением от 09.07.2012 N ВАС-5423/12, отказав в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
По тем же основаниям в удовлетворении заявленных требований было отказано обществу решениями судов первой и апелляционной инстанций, оставленными без изменений Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2012 по делу N А13-15396/2011. По указанному делу ВАС РФ также вынес отказное Определение от 09.01.2013 N ВАС-17154/12, не передав спор на рассмотрение в Президиум.
Одним из возможных выходов в сложившейся ситуации для тех, кто инвестировал средства до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза является утилизация оборудования. Существует несколько судебных решений, в которых поддержана позиция организации о том, что утилизация списанного оборудования не является его нецелевым использованием и не приводит к уплате таможенных пошлин и налогов.
Например, Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2009 N Ф04-5492/2009(19425-А46-29) по делу N А46-1419/2009 установлено, что ООО СП "Полет-Фрис" в 1997 году в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал организации ввезено на таможенную территорию оборудование. Ввезенное оборудование было оформлено с предоставлением льготы по уплате таможенных платежей в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины и НДС на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления N 883. Оборудование в силу статьи 151 Таможенного кодекса Российской Федерации было признано таможенным органом условно выпущенным. В 2007 году вышеперечисленное оборудование было списано с баланса предприятия на основании приказов о списании основных средств, актов о списании объекта основных средств. Списанное с баланса технологическое оборудование утилизировано обществом на основании актов по утилизации оборудования от 13.04.2007 и от 10.12.2007. Позднее на основании решения начальника таможенного органа проведена специальная таможенная ревизия ООО СП "Полет-Фрис" по вопросу использования условно выпущенных товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал предприятия с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов, составлен акт, выставлены требования, решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке. Арбитражный суд, удовлетворяя заявленное обществом требование в полном объеме, исходил из необоснованности действий Омской таможни по вынесению требований.
***
Таким образом, согласно разъяснениям ФТС России и сложившейся судебной практике, снять с контроля в таможенных органах оборудование, ввезенное в Российскую Федерация до введения в действие Таможенного кодекса Таможенного союза можно будет только после 01.07.2015 г.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является утилизация такого оборудования, однако в этом случае, вероятнее всего возникнет спор с таможенными органами и организации придется оспаривать взыскание таможенных платежей и НДС в судебном порядке, для чего потребуется помощь профессионалов, имеющих опыт ведения подобного рода дел.


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru