Image 1

  
Рус    Eng Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



СПОРЫ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД: АВТОТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ ИЛИ ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ?

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Исмайлов Тимур
 Если налогоплательщик - организация либо индивидуальный предприниматель, оказывает автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров и применяет, при наличии всех предусмотренных для этого Законом условий, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) в связи с оказанием автотранспортных услуг, то такая организация или предприниматель, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, либо, соответственно налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных в связи с оказанием автотранспортных услуг, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (либо, налога на имущество физических лиц) в отношении имущества, используемого для оказания автотранспортных услуг, а также не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций, облагаемых ЕНВД (в данном случае – автотранспортных услуг).

Налогоплательщики ЕНВД не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации, в т.ч. «нулевые» по налогам, от уплаты которых они освобождены. Данную позицию подтверждает МинФин РФ, см. например письма от 09.11.2007 N 03-11-04/3/434, от 17.02.2012 N 03-11-11/46.

Тем не менее, налоговые органы в ряде случаев доначисляют оказывающему автотранспортные услуги и уплачивающему ЕНВД налогоплательщику, налоги, подлежащие уплате при общем режиме налогообложения (НДС, налог на прибыль или НДФЛ и др.). Доначисляя налоги налогоплательщику налоговый орган также может одновременно привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату налога (статья 122 Налогового Кодекса РФ, далее – НК РФ) и за непредставление налоговых деклараций (ст. 119 НК РФ), по соответствующим налогам, по которым осуществляется доначисление, а также начислить пени. Такие выводы (о неуплате налогоплательщиком налогов, необходимости их доначисления, начисления пени и штрафа по статьям 119, 122 НК РФ) могут содержатся в решениях, принятых налоговым органом по итогам выездной налоговой проверки. Поскольку налогоплательщик ЕНВД не представляет декларации по НДС, налогу на прибыль и др., основания для проведения камеральной проверки по этим налогам отсутствуют.

Основанием по которому налоговый орган доначисляет налогоплательщику налоги, от уплаты которых данный налогоплательщик, как плательщик ЕНВД, освобожден, является, как правило, фактическая переквалификация налоговым органом деятельности данного налогоплательщика, оказывающего автотранспортные услуги, подпадающие под режим ЕНВД, в деятельность иного вида, не подпадающую под ЕНВД.
Например, организация или предприниматель, оказывающие автотранспортные услуги, осуществляет для заказчика своих автотранспортных услуг деятельность по перевозке отходов – вывозит отходы (бытовой мусор, снег и т.п.) с территории заказчика и перевозит их на свалку (полигон бытовых отходов и т.п.). Налогоплательщик, осуществляя такую деятельность по перевозке отходов, полагает, что оказывает лишь автотранспортные услуги по перевозке грузов и не обязан исчислять и уплачивать в связи с этой деятельностью иные налоги, кроме ЕНВД. Однако сотрудники налогового органа, проводящие выездную налоговую проверку, зачастую приходят к выводу, что фактически деятельность по перевозке отходов, осуществляемая данным налогоплательщиком является не автотранспотными услугами по перевозке грузов, подпадающими под ЕНВД,   а деятельностью в сфере обращения обращения с отходами, в отношении которой ЕНВД не применяется. Поэтому, по итогам налоговой проверки налоговый орган доначисляет налогоплательщику налоги (НДС, налог на прибыль или НДФЛ и т.п.) по тем суммам на которые оказаны данные услуги (по перевозке отходов).
Решение налогового органа, который доначисляет налогоплательщику налоги, может быть обжаловано налогоплательщиком, сперва – в вышестоящий налоговый орган, затем – в суд.

Оспаривая позицию налогового органа и отстаивая свое право не уплачивать от указанной деятельности (автотранспортных услуг) иные налоги, кроме ЕНВД, налогоплательщик должен учитывать критерии различия автотранспортных услуг, с одной стороны, и деятельности в сфере обращения с отходами, с другой стороны, которые применяются в судебной практике.

Как подтверждает судебная практика по сходному делу, в случае если по условиям договоров на предпринимателя были возложены обязанности по перевозке грузов, то обстоятельство, что перевозимым грузом являлся снег, мусор и твердые бытовые отходы не влияет на существо спорных правоотношений (Постановление ФАС Западно - Сибирского округа от 07.06.2010 по делу N А81-4102/2009).

Также позиция МинФин РФ в Письме от 12.08.2011 N 03-11-11/206 подтверждает, что если индивидуальный предприниматель оказывает услуги по вывозу отходов в рамках отдельно заключенных договоров на оказание транспортных услуг, при этом никакой иной деятельности в сфере обращения с отходами не осуществляется, то указанная предпринимательская деятельность может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Если предпринимательская деятельность индивидуального предпринимателя по транспортировке отходов является составной частью деятельности в сфере обращения с отходами, то налогообложение такой деятельности производится в соответствии с иными режимами налогообложения. Сходная позиция выражена также в письмах МинФин РФ от 29.12.2011 N 03-11-06/2/187, от 31.03.2011 N 03-11-11/78, от 09.11.2010 N 03-11-06/3/154, от 17.09.2010 N 03-11-11/245.

Отсюда следует, что существенное значение для вопроса о применении ЕНВД к деятельности по перевозке отходов имеют условия договоров, в рамках которых данная деятельность осуществлялась. Также важно, осуществлял или не осуществлял данный предприниматель или организация, наряду с перевозкой отходов какую-либо иную деятельность в сфере обращения с отходами.
Оспаривая  позицию налогового органа, который доначисляет  налогоплательщику налоги, налогоплательщик должен обосновать, что договоры, по котором осуществлялась деятельность по перевозке отходов, являются именно договорами по оказанию автотранспортных услуг, договорами на перевозку грузов.
Необходимо проанализировать имеющиеся договоры на предмет наличия согласования существенных условий договора перевозки и документов, подтверждающих перевозку в соответствии с нормами главы 40 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ).
При этом нормы ГК РФ должны применяться в системном толковании в совокупности с нормами иных законов, регулирующих деятельность по оказанию автотранспортных услуг.
Так, в в Решении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.10.2009 г. по делу № А81-4102/2009, оставленном без изменения Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2010 г., и Постановлением Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.06.2010 г. Суд, отвергая довод налогового органа об отсутствии транспортных накладных ссылается на часть 3  статьи 8  Федерального   закона   от   08.11.2007   №   259-ФЗ   «Устав  автомобильного   транспорта   и   городского  наземного  электрического  транспорта», согласно которой  при  перевозке  груза,  в  отношении  которого  не  ведется  учет  движения товарно-материальных ценностей, транспортная накладная может не оформляться.

Таким образом, для обоснования позиции налогоплательщика (на стадии досудебного урегулирования и в рамках судебного процесса) необходим глубокий правовой анализ договорных отношений, в рамках которых данный предприниматель или организация оказывает авторанспортные услуги, анализ документов, эти отношения подтверждающие, с точки зрения норм как налогового, так и гражданского законодательства, что под силу лишь компетентному юристу. При необходимости может потребоваться подготовка в качестве доказательств дополнительных документов, подтверждающих согласование существенных условий договора перевозки (дополнительных соглашений, заявок и др.).

Что касается доводов налогового органа, об осуществлении налогоплательщиком, наряду с перевозкой отходов какой-либо иной деятельности в сфере обращения с отходами, то данные доводы также нуждаются в опровержении. Необходимо проанализировать доказательства, на которые ссылается налоговый орган в подтверждение этих доводов, порядок их получения налоговым органом (налоговый орган не вправе ссылаться на доказательства, полученные с нарушением Закона), проаналировать, являются ли таковые доказательства достаточными для обоснования обстоятельств налогового правонарушения. Например, суды, как правило не признают доказанными факт нарушений, которые налоговый орган подтверждает лишь данными допросов свидетелей, не подтвержденными письменными доказательствами.

При необходимости может потребоваться получение новых доказательств, опровергающих доводы налогового органа по фактическим обстоятельствам, в связи с которыми налоговый орган доначисляет налогоплательщику налоги (ЕНВД). 
Следует отметить, что судебная практика по указанной категории дел (споры по ЕНВД в связи с осуществлением налогоплательщиком деятельности по перевозке отходов) не является однозначно положительной для налогоплательщиков. Во многих случаях суды признают правомерной позицию налогового органа, о том, что деятельность данного налогоплательщика является деятельностью, связанной с обращением с отходами, а не самостоятельным видом деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов, подлежащих обложению ЕНВД (Например, Постановления ФАС ВВО от 05.07.2010 по делу N А11-16394/2009, от 16.12.2008 N А82-2206/2008-20, Определение ВАС РФ от 14.04.2009 N ВАС-4260/09).

Все это говорит о необходимости тщательной проработки правовой позиции и подготовки доказательственной базы в рамках данной категории споров по ЕНВД. Качественное выполнение данной задачи под силу лишь квалифицированным юристам, хорошо ориентирующимся как в налоговом, так и в гражданском законодательстве, имеющим практический опыт ведения дел по налоговым спорам.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""  5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Обжалование решений налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган
Действующее законодательство предусматривает как судебный, так и внесудебный (административный) порядок обжалования Решений, принятых налоговым органом
 Как оспорить выводы налоговой инспекции, основанные на протоколе осмотра
В ходе поверок по НДС, в том числе в ходе камеральной налоговой проверки по НДС либо в ходе выездной налоговой проверки по разным налогам, включая НДС, зачастую проводят осмотр складского помещения, используемого налогоплательщиком для хранения товаров.
 О признании недействительными требований об уплате налога, пени, штрафа
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Требованием об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
 Защита налогоплательщика на стадии проведения проверки /камеральной или выездной/
Защита налогоплательщика на стадии проведения налоговой проверки, как форма досудебного урегулирования налогового спора, включает в себя подготовку и подачу возражений на акт налоговой проверки, участие в рассмотрении материалов налоговой проверки
 Споры о признании недействительными решений о приостановлени операций по счетам налогоплательщика
Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru