Image 1

  
Рус    Eng Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



НЕПРАВОМЕРНО ВОЗМЕЩЕННЫЙ НДС

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Золотухина Ольга
 Одним из возможных последствий проведения в организации выездной налоговой проверки является признание проверяющими ранее возмещенных сумм НДС как неправомерно возмещенных.
Каковы последствия? Организации будет предложено уплатить налог на добавленную стоимость, ранее возмещенный в соответствии с решением инспекции, принятым по результатам камеральной налоговой проверки. Кроме того, в этом случае на всю сумму неправомерно возмещенного налога будут начислены пени со дня, следующего за датой возврата денежных средств или, если суммы налога были зачтены, со дня, следующего за днем принятия решения о зачете сумм налога.
Отметим, что некоторое время арбитражными судами поддерживалось мнение о том, что суммы налога на добавленную стоимость, возмещенные, но признанные впоследствии необоснованно возмещенными, не являются недоимкой и не могут быть предложены к уплате. Данное мнение опиралось на толкование понятия недоимка, содержащееся в п.2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ): недоимка – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством срок. При этом сумма превышения налога, возмещенного после проведения камеральной налоговой проверки над суммой налога, подтвержденной после проведения выездной налоговой проверки, по своей правовой природе таковой не является. На этом основании некоторые судьи указывали в решениях, что инспекция не вправе начислять сумму НДС в решении по результатам выездной проверки, если ранее эта сумма была возмещена по результатам камеральной проверки. Такие выводы содержатся в Определении ВАС РФ от 12 января 2011 г. N ВАС-14773/10, Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 ноября 2011 г. по делу N А33-17506/2010, от 9 июня 2011 г. по делу N А33-13813/2010.
Точку в спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами поставил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31.01.2012 N 12207/11 по делу N А33-10298/2010, указав, что вывод о том, что инспекция по результатам выездной налоговой проверки не вправе требовать к уплате налог на добавленную стоимость, который ранее ею возмещен при отсутствии к тому установленных законом оснований, является ошибочным.
Выводы Высшего Арбитражного Суда РФ основаны на системном толковании положений статей 88, 89, 176 НК РФ, из которых следует, что выездной налоговой проверкой предусмотрены более широкие полномочия налогового органа по контролю, выраженные, прежде всего, в большем объеме документов, подлежащих поверке. При этом в Налоговом кодексе РФ отсутствуют нормы, которые могут быть истолкованы как запрещающие проведение выездной налоговой проверки в отношении налоговых периодов, за которые ранее налоговым органом было принято решение о возмещении налога на добавленную стоимость.
Таким образом, при вынесении решения по результатам поведения выездной налоговой проверки налоговым органом проводится анализ полученных в ходе ее проведения доказательств, порядок получения и исследование которых носят самостоятельный характер, отличный от порядка проведения камеральных налоговых проверок.
Одним из решающих положений названного Постановления является указание на применение положения пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, при котором недопустимо придание понятию "недоимка" смысла, не позволяющего обеспечить уплату в бюджет суммы задолженности, возникшей в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость из бюджета.

Позиция судей Высшего Арбитражного Суда РФ впоследствии была поддержана ФНС России в Письме от 21.02.2013 N АС-4-2/2940, с подтверждением того, что налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки вправе требовать к уплате налог на добавленную стоимость, ранее возмещенный в отсутствие установленных Налоговым кодексом РФ оснований. Указанным Письмом разъяснен порядок начисления пеней, на сумму неправомерно возмещенного налога подлежат начислению пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса РФ, со дня, следующего за датой возврата денежных средств или если суммы были зачтены - со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения о зачете суммы налога. К счастью налогоплательщиков, специалисты ФНС России указали, что пени в этом случае должны быть начислены в размере, предусмотренном ст. 75 НК РФ, а не ст. 176.1 НК РФ.
Неудивительно, что в настоящее время позиция судей арбитражных судов соответствует разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ и Федеральной налоговой службы России. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 17.02.2014 N Ф05-17487/2013 по делу N А40-56991/13-99-182, принятом по результатам рассмотрения заявления о признании незаконным требования налогового органа об уплате налога, об обязании возвратить излишне взысканную сумму пеней, решено, - в удовлетворении требования отказать, поскольку неправомерное возмещение налога привело к изъятию из бюджета излишних сумм НДС, в связи с чем на сумму неправомерно возмещенного налога должны быть начислены пени в порядке, установленном статьей 75 НК РФ.
Итак, вопрос о том, можно ли признать недоимкой сумму НДС, которая ранее была необоснованно возмещена организации, является решенным. В подобной ситуации налогоплательщику не следует рассчитывать на судебную защиту, так как согласно позиции Президиума ВАС РФ необоснованное возмещение НДС - не что иное, как следствие неправомерного применения плательщиком НДС налоговых вычетов. Предложение налогового органа о возврате данной суммы в бюджет, по существу, является предложением об уплате недоимки. Потому инспекция по результатам выездной налоговой проверки вправе в порядке, установленном ст. 69 НК РФ, направить налогоплательщику требование об уплате суммы НДС, которая ранее была ею возмещена при отсутствии для этого установленных Налоговым кодексом оснований.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""> 5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Обжалование решений налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган
Действующее законодательство предусматривает как судебный, так и внесудебный (административный) порядок обжалования Решений, принятых налоговым органом
 Как оспорить выводы налоговой инспекции, основанные на протоколе осмотра
В ходе поверок по НДС, в том числе в ходе камеральной налоговой проверки по НДС либо в ходе выездной налоговой проверки по разным налогам, включая НДС, зачастую проводят осмотр складского помещения, используемого налогоплательщиком для хранения товаров.
 О признании недействительными требований об уплате налога, пени, штрафа
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Требованием об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
 Защита налогоплательщика на стадии проведения проверки /камеральной или выездной/
Защита налогоплательщика на стадии проведения налоговой проверки, как форма досудебного урегулирования налогового спора, включает в себя подготовку и подачу возражений на акт налоговой проверки, участие в рассмотрении материалов налоговой проверки
 Споры о признании недействительными решений о приостановлени операций по счетам налогоплательщика
Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru