Материал подготовил юрист ЮФ «Логос» Кубасов Виталий
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств в Российской Федерации установлена обязанность по уплате утилизационного сбора. Сбор уплачивается как лицами, которые ввозят транспортное средство на территорию России, так и российскими производителями транспортных средств.
В настоящей статье разберём общие правила исчисления и уплаты утилизационного сбора, а также проанализируем изменения в законодательном регулировании утилизационного сбора в 2018 году.
Что такое утилизационный сбор и кто его должен платить?
Чтобы ответить на данный вопрос обратимся к Федеральному закону «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Статьей 24.1 данного закона устанавливается обязанность уплачивать особый фискальный сбор, который не является ни налогом, ни таможенным платежом, ни сбором в том значении, в котором данный термин устанавливается в налоговом законодательстве. Данный сбор уплачивается за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации.
Плательщиками сбора являются:
• Лица, которые ввозят транспортные средства в Россию;
• Лица, которые производят и изготавливают транспортные средства на территории России;
• Лица, которые купили транспортное средство у тех, кто имел законное право не уплачивать утилизационный сбор, либо не уплатил его в нарушение закона;
• Лица, не уплатившие утилизационный сбор, при помещении транспортного средства под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, когда данная таможенная процедура завершается, либо транспортное средство помещается под другую таможенную процедуру (кроме реэкспорта).
В каких случаях можно не платить утилизационный сбор?
Законом установлено, что утилизационный сбор можно не платить в отношении автомобилей, которые:
• Ввезены в Россию участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо беженцами/вынужденными переселенцами;
• Которые ввозятся в Россию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
• С года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния (их виды и категории определяются Правительством РФ);
• Которым менее 3х лет и которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
Требуется ли платить утилизационный сбор при помещении транспортного средства под таможенную процедуру временного ввоза?
Ни закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не устанавливают временный ввоз транспортного средства в качестве обстоятельства, освобождающего плательщика от уплаты утилизационного сбора.
К сожалению, возникает парадоксальная ситуация, когда за транспортное средство, которое никогда не будет утилизировано на территории РФ, гражданин либо организация должна заплатить огромную сумму утилизационного сбора. Зачастую сумма утилизационного сбора в отношении старой самоходной машины может превышать её рыночную стоимость. Возникшая в правоприменительной практике ситуация является крайне абсурдной и неоднозначной, однако законных оснований не уплачивать утилизационный сбор в таком случае не имеется.
Что изменилось в правовом регулировании утилизационного сбора в 2018 году?
В отношении колесного транспорта ставки утилизационного сбора увеличились с 1 апреля 2018 года, т.к. Правительством России принято постановление от 19 марта 2018 г. № 300 "О внесении изменений в перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора".
Данный документ увеличивает коэффициенты, на основании которых рассчитываются суммы утилизационного сбора на новые транспортные средства и транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более трех лет. В связи с этим Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора изложен в новой редакции.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2018 г. N 639 внесены изменения в правила уплаты утилизационного сбора в отношении самоходных машин. Для подробного анализа внесённых изменений необходимо обратиться непосредственно к постановлению правительства, мы лишь приведем краткий список внесённых изменений:
• Скорректирован порядок взимания утилизационного сбора.
• Определен срок предоставления в таможенный орган документов для подтверждения правильности исчисления сумм.
• Урегулированы вопросы начисления пени за неуплату сбора.
• Вместо категории «максимально технически допустимая масса» для определения коэффициента уплаты сбора теперь используется «мощность силовой установки».
• Обновлен перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов, в отношении которых уплачивается сбор.
• Базовая ставка для расчета размера сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним увеличена со 150 000 рублей до 172 500 рублей.
В заключение хотим обратить внимание, что зачастую контролирующие органы допускают ошибки при исчислении суммы сбора, когда предъявляют требования о его уплате, если плательщик не оплатил его в добровольном порядке. Следует внимательно проверять код ТН ВЭД к которому относится ваша спецтехника, правильно определять мощность силовой установки, применимый коэффициент.
Проще всего в таком случае обратиться к квалифицированному юристу, который существенно упростит жизнь коммерческой организации, либо индивидуального предпринимателя, взяв все организационные моменты по уплате утилизационного сбора на себя.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru