Image 1

  
Рус    Eng Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66
Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ВЗЫСКАНИЕ ПРОЦЕНТОВ С НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Исмайлов Тимур
взыскание процентов с налогового органаНормы пункта 10 статьи 78 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривают обязанность налогового органа начислить проценты на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок. Проценты начисляются по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.
Аналогичное правило предусмотрено и нормами ст. 79 НК РФ для сумм излишне взысканного налога. При этом проценты начисляются со дня   следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (абз.2 п.5 ст. 79 НК РФ), независимо от нарушения сроков возврата излишне взысканного налога.

Также на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащую возмещению в форме возврата на расчетный счет налогоплательщика, начисляются проценты, если срок возврата нарушен. Проценты в этом случае начисляются считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки. Указанное правило установлено п.10 ст. 176 НК РФ.  Налоговый орган зачастую нарушает право налогоплательщика и осуществляет возврат суммы налога (излишне уплаченного, излишне взысканного либо подлежащего возмещению) без начисления процентов.

В этом случае налогоплательщику целесообразно обратиться в суд с требованием об обязании налогового органа начислить и уплатить проценты (принять решение о начислении и уплате процентов, направить в орган федерального казначейства поручение на уплату процентов).Если налогоплательщик – организация или индивидуальный предприниматель, такие споры подведомственны арбитражному суду.

Требование о начислении процентов является требованием имущественного характера, рассматривается по правилам искового производства, в отношении него действует общий срок исковой давности три года, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (См. Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 9316/05 по делу N А56-33002/2004, Определение ВАС РФ от 29.12.2009 N ВАС-16795/09 по делу N А32-5530/2008-4/149-2009-29/52). Государственная пошлина при обращении в суд с подобным заявлением также уплачивается в размере, установленном для имущественного требования.

Следует отметить, что хотя требования об обязании налогового органа начислить проценты рассматриваются как имущественные и зачастую называются в практике требованиями «о взыскании процентов», Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 9316/05 по делу N А56-33002/2004, нормами НК РФ возможность взыскания процентов с налогового органа не предусмотрена, а ст. 176 НК РФ указывает, что налоговые органы лишь начисляют проценты и отражают их в заключении о возврате налога, направляемом органам федерального казначейства.

Исполнительные листы, выдаваемые судом по подобным делам подлежат направлению в Службу судебных приставов, а не в орган Федерального Казначейства (в отличие от исполнительных листов по взысканию с налогового органа государственной пошлины и судебных расходов).

При расчете суммы процентов, подлежащих взысканию, налогоплательщику следует обратить внимание на особенности расчета суммы процентов, отличающие проценты расчет процентов в налоговых спорах (в порядке стст. 78,79, 176 НК) от аналогичного института в гражданско-правовых спорах (проценты в порядке ст. 395 ГК РФ). Если при взыскании процентов в порядке ст. 395 ГК РФ применяется учетная ставка банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения, то в рамках налоговых споров процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

Соответственно, при расчете процентов по стст. 78,79, 176 НК РФ, необходимо определить все изменявшиеся размеры ставок рефинансирования за весь период просрочки, рассчитать проценты исходя из периодов времени, приходившихся на период действия каждой из этих ставок.
Среди доводов, которые часто приводит налоговый орган, возражая против требования о начислении процентов (в порядке ст. 176 НК РФ), следует отметить ссылки на принятые налоговым органом по итогам налоговой проверки решения об отказе в возмещении налога (НДС).
Даже если впоследствии такое решение было признано судом недействительным, по мнению налоговых органов, проценты могут начисляться только в случае нарушения процедурного трехмесячного срока вынесения решения в возмещении или невозмещении НДС, а не в случае принятия в сроки, установленные п.4 ст. 176 НК РФ.

Арбитражные суды отвергают такие доводы налоговых органов. По данному вопросу в судебной практике сложилась позиция, согласно которой  вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как невынесение законного решения о возмещении налога (Постановления ФАС СЗО от 19.03.2012 по делу N А56-41917/2011, от 10.03.2010 по делу N А56-63877/2009, от 21.01.2010 по делу N А56-20436/2009, Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2009 N КА-А40/11897-09 по делу N А40-46584/09-127-219 и др.).

Ранее суды отказывали в требованиях налогоплательщика в случае, если было установлено, что налогоплательщик ранее не обращался в налоговый орган в письменным заявлением о возврате НДС.  Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.10.2004 г. по делу № 5351/04 отмечается:«Из анализа статьи 176 Кодекса следует, что проценты на суммы налога, подлежащие возмещению, начисляются только в случае нарушения налоговым органом сроков возврата налога при наличии письменного заявления налогоплательщика.

Общество не обращалось в инспекцию с письменным заявлением о возврате указанной суммы налога, поэтому проценты начислению не подлежат». Указанной позиции придерживался Президиум Вас РФ и в своих постановлениях от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 27.02.2007 N 13584/06, данная позиция содержится также в Определении ВАС РФ от 16.12.2010 N ВАС-14223/10 по делу N А50-36971/2009, а также в многочисленных судебных актах ФАС округов, апелляционных судов, судов первой инстанции, в том числе принятых значительно позднее изменений в ст. 176 НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2007 г.
Однако данная практика толкования ст. 176 НК РФ была изменена Постановлением Президиума ВАС РФ от 17.03.2011 N 14223/10 по делу N А50-36971/2009. Согласно позиции Президиума ВАС РФ, выраженной в данном Постановлении, Как отмечается в вышеуказанном Постановлении, статья 176 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) осуществление возврата налога не ставит в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате.
Этой позиции следуют нижестоящие суды в принятых позднее судебных актах (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.02.2012 по делу N А19-18327/10 и др.).

В числе оснований, по которым суды отказывают налогоплательщику в начислении процентов на суммы излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ) можно назвать, например, неправильную квалификацию налогоплательщиком излишне уплаченного налога, как излишне взысканного (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 по делу N А52-5150/2008), не доказанность факта принудительного взыскания налога (Постановление ФАС Московского округа от 17.11.2011 по делу N А40-28661/11-91-126) и др. В ряде случаев налоговый орган оспаривает расчет суммы процентов, представленный налогоплательщиком.
В целом сложность, неоднозначность толкования норм ст. 176 НК, а также ст.ст.78,79 НК РФ, наличие неоднозначной, меняющейся судебной практики по данным вопросам, необходимость тщательного исследования фактических обстоятельств дела, подтверждает необходимость для налогоплательщика обращения за квалифицированной юридической помощью в делах по взысканию с налогового органа процентов на суммы излишне уплаченного, излишне взысканного или подлежащего возмещению налога.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ

 1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ

- Сбор документов и их павовая оценка.
- Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...



 2.  ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
- Разработка проекта иска/отзыва на иск.
- Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
- Подача иска в суд. Подробнее...


 3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
- Проведение предварительного слушания.
- Оценка возражений противоположной стороны.
- Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
- Проведение основного слушания. Подробнее...


 4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
- Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведениеслушания дела. Подробнее...


=""> 5. КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ 
- Правовая оценка решения суда.
-Оценка жалобы противоположной стороны.
- Разработка проекта дела.
- Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
- Проведение слушания дела. Подробнее...


 6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
- Возбуждение исполнительного производства.
- Участие в исполнительных действиях.
- Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
  Смотри также:
 Обжалование решений налоговой инспекции в вышестоящий налоговый орган
Действующее законодательство предусматривает как судебный, так и внесудебный (административный) порядок обжалования Решений, принятых налоговым органом
 Как оспорить выводы налоговой инспекции, основанные на протоколе осмотра
В ходе поверок по НДС, в том числе в ходе камеральной налоговой проверки по НДС либо в ходе выездной налоговой проверки по разным налогам, включая НДС, зачастую проводят осмотр складского помещения, используемого налогоплательщиком для хранения товаров.
 О признании недействительными требований об уплате налога, пени, штрафа
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Требованием об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
 Защита налогоплательщика на стадии проведения проверки /камеральной или выездной/
Защита налогоплательщика на стадии проведения налоговой проверки, как форма досудебного урегулирования налогового спора, включает в себя подготовку и подачу возражений на акт налоговой проверки, участие в рассмотрении материалов налоговой проверки
 Споры о признании недействительными решений о приостановлени операций по счетам налогоплательщика
Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru