ЗДЕСЬ всё, что вы хотели знать о юр. услугах, но боялись спросить (новый сайт «Логоса»)
Стать партнером юридической фирмы «Логос»
Вся правда о порядке оказания и стоимости юридических услуг — на новом сайте «Логоса»
Предложение для юристов Зарабатывайте с нами!
  
Рус    Eng
Санкт-Петербург,
Лиговский пр., 23
+7 (812) 579-77-66

Пн-Пт: 09:00-18:00
Сб, Вc: выходные

    
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты
Поиск по сайту



1. Широкая специализация
2. Профессионализм и компетентность
3. Разумные цены
4. Стабильность
5. Удобное месторасположение



ЗАЩИТА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НА СТАДИИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ (КАМЕРАЛЬНОЙ ИЛИ ВЫЕЗДНОЙ).

Материал подготовил юрист ЮФ"Логос"
Исмайлов Тимур
защита налогоплательщикаЗащита налогоплательщика на стадии проведения налоговой проверки, как форма досудебного урегулирования налогового спора,  включает в себя подготовку и подачу возражений на акт налоговой проверки, участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.
К защите налогоплательщика на стадии налоговой проверки можно отнести также представление в налоговый орган пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, участие представителя налогоплательщика в мероприятиях налогового контроля, имеющее целью предупредить нарушение прав налогоплательщика налоговым органом.

Согласно статье 82 Налогового кодекса РФ налоговая проверка является одной из форм проведения налогового контроля, наряду с другими его формами, такими, как получение объяснений налогоплательщиков, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения доходов (прибыли).

Существуют два вида налоговых проверок: камеральные (проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и иных документов, имеющихся у налогового органа) и выездные.

Выездная налоговая проверка проводится (как правило) на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. По итогам проведенной налоговой проверки проводившие ее должностные лица обязаны составить акт налоговой проверки, по установленной форме. В настоящее время действует форма, утвержденная Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@. При этом, по итогам выездной налоговой проверки акт должен быть составлен в любом случае, а по итогам камеральной – в том случае, если проверкой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, что вытекает из нормы пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Налогового кодекса РФ Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).

Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. Все факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, должны быть отражены в акте, причем, в Акт должен содержать  документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых, что следует из подпункта 12 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Датой акта налоговой проверки является дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку, что вытекает из подпункта 1 пункта 3 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ: Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).  В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Вместе с Актом налоговой проверки налогоплательщику должны быть вручены документы, подтверждающие факты выявленных в ходе проверки нарушений законодательства о налогах и сборах (это вытекает из пункта 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ), за исключением документов, полученных у самого налогоплательщика.

Таким образом, если проверяющие в Акте проверки обосновывают свои выводы ссылками на документы, истребованные у контрагентов налогоплательщика, протоколы допросов, и др., все эти документы (их копии, выписки) должны быть предоставлены и самому проверяющему налогоплательщику. Указанная норма имеет целью обеспечить налогоплательщику возможность предоставлять обоснованные пояснения по обстоятельствам, выявленным в ходе проверки. С момента вручения Акта исчисляется срок на представление в налоговый орган (орган проводивший проверку) письменных возражений на акт налоговой проверки. Право на представление таких возражений установлено пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Срок на представление возражений составляет пятнадцать рабочих дней и начинает течь на следующий день, после вручения Акта, истекает в последний день срока, что следует из норм пункта 6 статьи 100 и пунктов 1,2,6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.Пример исчисления срока: акт налоговой проверки вручен налогоплательщику 24.10.2011 г.  Срок на представление возражений начинает течь 25.10.2011 г. и истекает в пятнадцатый рабочий день (последний день срока). 25-28 октября – 4 рабочих дня, включаются в срок. 29,30 октября – выходные, не включаются в срок.31 октября,1-3 ноября – 4 рабочих дня, включаются в срок. 4 -6 ноября – выходные и нерабочий праздничный дни, не включаются в срок. 7-11 ноября – 5 рабочих дней, включаются в срок.14,15 ноября – 2 рабочих дня, включаются в срок.  4+4+5+2=15. Таким образом, срок представления письменных возражений на акт налоговой проверки, врученный налогоплательщику 24.10.2011 г., истекает 15.11.2011 г.

С момента истечения вышеуказанного срока (срок представления возражений на акт налоговой проверки) исчисляется срок на принятие налоговым органом решения по результатам налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности, об отказе в привлечении к налоговой ответьственности). Этот срок составляет 10 дней, но может быть продлен (не более чем на один месяц) что следует из пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ. До истечения срока представления налогоплательщиком возражений на акт налоговой проверки, (15 рабочих дней со дня вручения Акта), налоговый орган не вправе принимать решение по результатам налоговой проверки. Решение, принятое налоговым органом до истечения указанного срока, может быть отменено вышестоящим налоговым органом, или признано недействительным судом в связи с нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ), что подтверждается обширной судебной практикой, в частности Постановлением Федерального Арбитражного Суда Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 по делу N А78-7296/2009, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 N 09АП-6938/2008-АК по делу N А40-12127/08-76-52 и др.

Что касается необходимости соблюдения срока представления возражений на Акт самим налогоплательщиком, то можно отметить следующее: Законом не предусмотрена возможность продления срока предоставления возражений на акт налоговой проверки. В то же время в законе нет прямого указания на право налогового органа отказать в принятии возражений, поданных позже установленного срока, но до вынесения решения налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Существует судебная практика, потверждающая обязанность налогового органа рассмотреть возражения, представленные с пропуском срока, но до вынесения решения инспекцией  (Постановление Федерального Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 13 сентября 2007 г. по делу N Ф04-5702/2007(37410-А70-29).

Возражения налогоплательщика на акт проверки могут быть составлены в свободной форме, так как налоговое законодательство не устанавливает формальных требований к их составлению. Возражения должны быть мотивированными и содержать аргументированную позицию налогоплательщика. Налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений по акту налоговой проверки. По истечение срока на представление возражений на акт проверки, осуществляется рассмотрение материалов налоговой проверки.

Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, что установлено пунктом 1 статьи 101 Налогового Кодекса РФ. Независимо от того, представлял ли налогоплательщик письменные возражения на акт налоговой проверки, или же нет, налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки, лично или через представителя, вправе давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан известить проверяемого налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что следует из пункта 2 статьи 101 Налогового Кодекса РФ.В случае, если проверямый налогоплательщик извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, но не явился и представителя не направил, налоговый орган вправе рассмотреть материалы проверки в его отсутствие.
Однако отсутствие надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки является основанием для признания решения налогового органа недействительным, что подтверждается судебной практикой, в частности Определениями Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.04.2011 N ВАС-12606/10 по делу N А13-14116/2009, т 08.12.2010 N ВАС-15834/10 по делу N А03-7345/2009 и др.

По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о привлечении к налоговой ответственности либо решение об отказе в привлечении к налоговой отвеитственности, что предусмотрено пунктом 7 статьи 101 Налогового Кодекса РФ. Но также, по результатам рассмотрения материалов проверки он может прийти к выводу о необходимости сбора дополнительных доказательств для подтверждения фактов нарушения налогового законодатальства, отраженных в акте проверки, либо отсутствия таковых нарушений. В этом случае он принимает решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (пунктом 6 статьи 101 Налогового Кодекса РФ), на срок не более месяца.

После проведения данных мероприятий, которыми могут быть лишь – истребование документов у самого проверяемого налогоплательщика или его контрагентов (и иных лиц), допрос свидетелей, проведение экспертизы, вновь проводится рассмотрение материалов налоговой проверки, с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.

После рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан принять решение о привлечени либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности. Повторное назначение дополнительных мероприятий налогового контроля не допускается.

В силу пункта 4 статьи 101 Налогового Кодекса РФ в решении, принятом по итогам проверки, должны быть отражены, в том числе доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. Таким образом, налоговый орган обязан дать оценку доводам налогоплательщика, в том числе изложенным в письменных возражениях на Акт, а также прведенным устно, в ходе рассмотрения материалов проверки. Указанные нормы имеют целью обеспечить мотивированность, обоснованность решения, принимаемого налоговым органом.

Представление налогоплательщиком обоснованных возражений на акт налоговой проверки в ряде случаев может предупредить принятие налоговым органом необоснованного решения, нарушающего права налогоплательщика. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, рассматривающий материалы проверки, в некоторых случаях, может согласиться с доводами налогоплательщика и при принятии решения отказаться от необоснованных претензий по доначислению сумм налога, пени, штрафа и т.п.

Наряду с вышеуказанными формами защиты интересов налогоплательщика (представление возражений на Акт налоговой проверки, участие в рассмотрении материалов проверки), защита налогоплательщика на стадии проведения налоговых проверок включает в себя также представление пояснений налоговому органу; представление интересов налогоплательщика при проведении различных мероприятий налогового контроля. В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 21 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.

В ряде случаев, представление таких пояснений, излагающих позицию налогоплательщика, до составления Акта проверки может предотвратить включение в Акт проверки необоснованных выводов. Также, поскольку на стадии дополнительных мероприятий контроля не предусмотрено составление нового Акта проверки, позиция налогоплательщика на этой стадии может выражаться в форме пояснений, поручить составление которых также целесообразно поручить профессиональному юристу.

Также, в ряде случаев целесообразно участие юриста в качестве представителя налогоплательщика, при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля, например допросов (получении устных пояснений). Для налогоплательщика, вызванного на допрос (или дачу пояснений по своей финансово-хозяйственной деятельности) целесообразно заранее проконсультироваться с юристами, обсудить возможные вопросы и ответы на них, чтобы не дать должностным лицам налогового органа информации, которую они смогут использовать против налогоплательщика. Присутствие юриста при допросе возможно лишь при наличии у него соответствующих полномочий и при том, что отвечать на вопросы должностных лиц все равно должен сам допрашиваемый. Но представитель-юрист сможет обратить внимание на процедурные нарушения, которые в дальнейшем могут быть основанием для оспаривания результатов допроса, внести соответствующие замечания в протокол.

Все это говорит о целесообразности для налогоплательщика обращения за квалифицированной юридической помощью уже на стадии проведения в отношении его налоговой проверки. Чем раньше к этой работе будут привлечены квалифицированные юристы, тем сложнее должностным лицам налогового органа будет собрать и подготовить доказательства для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, доначисления ему сумм налога, пени, либо для отказа в возмещении сумм налога. Тем больше вероятность того, что нарушающее интересы налогоплательщика решение или вовсе не будет принято налоговым органом или будет отменено, признано недействительным в административном или судебном порядке.
Вынесение в отношениии налогоплательщика Решения о привлечении к налоговой ответственности, либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности завершает стадию налоговой проверки. После этого защита интересов налогоплательщика может осуществляться в форме обжалования решений административном или судебном порядке. При этом к стадии досудебного урегулирования налоговых спроров относится Обжалование решений (действий и бездействий) налогового органа в административном порядке (в вышестоящий налоговый орган).


 Скидки для постоянных клиентов
Главная
О фирме
Услуги
Спецпредложения
Ваши преимущества
Контакты

2007-2023 ©ЛОГОС. Все права защищены.
Политика конфиденциальности
 Раскрытие информации



Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"»
Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892
Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич
Главный редактор: Осман Андрей Ильич
Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66
e-mail редации: law@logosinfo.ru