После принятия Закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ в России банковская тайна, по всей видимости, приказала долго жить. Теперь для получения налоговыми органами информации о счетах им даже не требуется решения суда. За рубежом тоже, судя по всему, банковская тайна близка к смерти. Даже самые "молчаливые" швейцарские банки сдаются под натиском международного сообщества. Расскажем о последних трендах в сфере банковской тайны в российском праве и о том, как и почему раскрываются тайны вкладов в России. Конституция РФ закрепляет право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Одной из гарантий данного права является институт банковской тайны. Вместе с тем при проведении мероприятий налогового контроля возникает необходимость передачи сведений, составляющих банковскую тайну. Об особенностях взаимоотношений банка и фискальных органов пойдет речь в статье. Понятие банковской тайны содержится в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - ФЗ о банках). В законодательстве отсутствует определение этого термина, а в теории его определяют как "особый, определенный законом правовой режим информации о клиентах и их операциях, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской деятельности". Нормативные акты закрепляют круг сведений, которые являются банковской тайной, субъектов, обязанных ее соблюдать, и их обязанности в связи с этим. Обязанность гарантировать банковскую тайну клиенту налагается на кредитные организации, Банк России и другие субъекты, в том числе органы и агентов валютного контроля, Агентство по страхованию вкладов. Очевидно, кредитные организации являются первичными пользователями информации этого типа, можно также сказать, что они формируют эти данные. Поэтому в первую очередь именно на них законом возлагается обязанность хранения банковской тайны. Налоговые органы тоже имеют доступ к сведениям, входящим в данный тип тайны, но в законе прямо не указана их обязанность по сохранению этих сведений. При этом банковская тайна играет очень важную роль во взаимоотношениях кредитной организации и налоговых органов. Необходимость передачи сведений, составляющих банковскую тайну, возникает при проведении мероприятий налогового контроля, когда вопрос баланса интересов налоговых органов и налогоплательщиков стоит очень остро. Какие сведения о налогоплательщике входят в банковскую тайну? Содержание банковской тайны по ГК РФ включает информацию о банковском счете и банковском вкладе, об операциях по счету и сведения о клиенте. ФЗ о банках дает более широкий перечень информации, подлежащей защите, добавляя в него иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Информация, входящая в понятие банковской тайны, может иметь разное значение в зависимости от субъекта, использующего ее. То есть для клиента банка как обладателя информации, являющейся банковской тайной, эти данные будут личной тайной, которая должна быть защищена от посторонних лиц, что гарантируется Конституцией. Для кредитной организации банковская тайна - это информация, которая была получена от клиента в результате заключения с ним договора и которую нужно охранять от третьих лиц под угрозой определенных санкций. Следует отметить, что статья 93.1 НК РФ значительно расширяет перечень информации, которая может быть запрошена у кредитной организации о ее клиенте. В свою очередь, ст. 86 НК РФ ограничивает не только основания истребования информации, но и вопросы, по которым могут быть представлены справки и выписки по счетам. Статья 93.1 НК РФ позволяет при проведении налоговой проверки, рассмотрении ее материалов, а также "если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки" истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Таким образом, все ограничения ст. 86 НК РФ могут быть легко преодолены при условии, что запрашиваемые данные будут касаться конкретной сделки. Этот маневр часто используют налоговые органы, что не отрицается ими. Они также признают, что в ст. 93.1 НК РФ "в отличие от статьи 86 Кодекса перечень таких (то есть истребуемых. - Прим. автора) документов (информации) не ограничен". Минфин развивает эту идею и указывает, что "истребование налоговым органом в установленном порядке информации в соответствии со ст. 93.1 Кодекса является самостоятельным мероприятием налогового контроля, реализация которого не ограничивается нормами п. п. 2 и 4 ст. 86 Кодекса". Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые установлены законом (п. 2 ст. 857 ГК РФ). Для достижения положительного результата определенно требуются отличные знания в области банковского права, гражданского права, анализа большого количества документов. Немногие юридические компании имеют опыт по подобным делам, но с помощью грамотных юристов нашей фирмы возрастает шанс на принятие судом положительного решения.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru