СПОРЫ СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ
Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Исмайлов Тимур
Организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Указанное правило следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 27.06.2011) "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
Неприменение в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде предупреждения или наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; - на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; - на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.
Данная категория дел об административных правонарушениях рассматривается налоговыми органами, которые проводят проверки организаций и индивидуальных предпринимателей и выносят соответствующие постановления о назначении административного наказания. Полномочия налоговых органов в данной сфере регулируются ст.7 Закона N 54-ФЗ и ст. 23.5 КоАП РФ.
Постановления о назначении административного наказания по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ, принятые налоговым органом, могут быть обжалованы организацией или индивидуальным предпринимателем в арбитражный суд в порядке § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), который устанавливает порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Дела об оспаривании таковых постановлений составляют одну из наиболее распространенных категорий административных споров, рассматриваемых арбитражными судами.
Следует отметить, что нормы ч.2 ст. 208 АПК РФ предусматривают сокращенные (по сравнению с иными главами АПК РФ) сроки обращения в суд с заявлением. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения (т.е. Постановления о назначении административного наказания). В столь сжатые сроки проанализировать обстоятельства дела, найти надлежащие основания для оспаривания Постановления, подготовить и подать в суд правильно оформленное заявление с убедительно обоснованной позицией Заявителя – всё это под силу лишь квалифицированному юристу, имеющему опыт в данной категории споров. Таким образом, организации или предпринимателю, которого налоговый орган привлекает к ответственности в связи с неприменением контрольно-кассовой техники при продаже товаров (работ, услуг), целесообразно обратиться за квалифицированной юридической помощью.
Какими доводами Заявитель (организация или предприниматель) может обосновать свою позицию о незаконности оспариваемого Постановления?
Следует отметить, что распространенной ошибкой, которую допускают организации, привлекаемые к ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, при обосновании своей позиции в суде, является попытка переложить ответственность на работника (например, продавца, не пробившего кассовый чек). Неприменение юридическим лицом контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа. Данная позиции подтверждена рядом Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в том числе от 03.08.2004 N 4554/04, от 23.11.2004 N 8688/04, от 28.06.2005 N 480/05 и др. Суды в таких случаях отказывают заявителю в требованиях о признании Постановления незаконным.
Нет единой позиции в судебной практике по вопросу о возможности освобождения лица от ответственности по данному виду административных правонарушений при малозначительности (ст.2.9 КоАП РФ), например, при небольшой сумме продажи. Существует Позиция, выраженная, в частности, Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.05.2005 N 391/05 по делу N А49-20/04-507оп/2, согласно которой небольшая сумма продажи не свидетельствует о малозначительности правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой техники.
В то же время в некоторых случаях суды ссылаются на малозначительность (например, судебные акты по делу № А64-222/2009, в пересмотре которых в порядке надзора отказано Определением
ВАС РФ от 26.11.2009 N ВАС-15235/09 по делу N А64-222/2009).
При оспаривании Постановления о назначении административного наказания целесообразно проверить правильность соблюдения налоговым органом порядка привлечения к административной ответственности, установленного нормами КоАП РФ. Нарушение налоговым органом процедуры привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, может служить основанием для отмены Постановления о назначении административного наказания (Определение ВАС РФ от 27.05.2009 N ВАС-6126/09 по делу N А32-7903/2008-66/153-45АЖ). Это также говорит о целесообразности привлечения к участию в подобных делах профессиональных юристов, хорошо разбирающихся в особенностях «процессуальных» норм КоАП РФ.
Следует также обратить внимание на способ проведения проверки, в ходе которой налоговый орган установил факт неприменения организацией (предпринимателем) контрольно-кассовой техники. Достаточно распространено на практике применение налоговым органом метода «контрольной закупки», при котором сотрудники налогового органа под видом покупателей покупают в проверяемой организации товар (услугу), а затем, если продавец не пробивает кассовый чек, предъявляют документы о своих полномочиях, составляют акт о выявленном правонарушении.
Такие действия сотрудников налоговых органов незаконны, поскольку проверочная закупка в силу Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 вышеуказанного закона, налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия. В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Такие выводы подтверждаются позицией Президиума ВАС РФ, выраженной в Постановлении № 3125/08 от 02.09.2008 г. по делу № А03-4802/07-2 и обширной судебной практикой, в частности, определениями ВАС РФ от 03.06.2009 N ВАС-6401/09 по делу N А40-47328/08-130-424,от 27.05.2009 N ВАС-5837/09 по делу N А65-22813/2008-СА3-38 и др. В целом, говоря о судебной практике по спорам, связанным с применением ККТ следует отметить, что судебная практика по ним неоднозначна. Нередки случаи, когда налоговые органы выигрывают такие споры в суде.
Поэтому, чтобы оградить себя от финансовых потерь, связанных с уплатой штрафов, организациям и индивидуальным предпринимателям, привлекаемым к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники, целесообразно обращаться за помощью квалифицированных юристов, которые смогу своевременно подготовить заявления в суд, правильно обосновать позицию и добиться в суде отмены соответствующих постановлений о назначении административного наказания, принятых налоговыми органами.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ - Сбор документов и их павовая оценка. - Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...
На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.
2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ - Разработка проекта иска/отзыва на иск. - Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию. - Подача иска в суд. Подробнее...
Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.
3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ - Проведение предварительного слушания. - Оценка возражений противоположной стороны. - Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств). - Проведение основного слушания. Подробнее...
Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.
4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. - Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведениеслушания дела. Подробнее...
Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения.
="" 5.КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. -Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведение слушания дела. Подробнее...
Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей
6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Возбуждение исполнительного производства. - Участие в исполнительных действиях. - Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.
Смотри также:
О некоторых особенностях обжалования в судебном порядке отказов Росреестра Механизм защитыправ собственника для подобных случаев предусмотрен упомянутым Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и заключается он вобжаловании отказа регистрирующего органа через суд.
Защита интересов лица, в отношении которого принято решение о привлечении к ответственности, представляет собой весьма непростую задачу. Даже по делам связанным с такой, казалось бы, простой ситуацией, как уборка снега на прилегающей территории, существует необходимость решить целый комплекс проблем.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru