КАК ЗАСТАВИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОТВЕЧАТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ СВОИМИ ДЕЙСТВИЯМИ
Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Кузыченко Инна
По статистике каждый второй гражданин нашей страны сталкивался с ситуацией, когда в результате действий (бездействия) или решений государственного или муниципального органа был причинен ему вред. Однако зачастую люди, не зная к кому обращаться за возмещением вреда, оставляют этот вопрос нерешенным, терпя существенные потери. Примерно в таком же положении оказываются юридические лица, когда вынуждены подчиняться требованиям государственных органов и их должностных лиц, а позже выясняется, что данные действия были незаконны и привели к возникновению убытков. Большинство случаев на практике связано с неправомерными действиями судебных приставов, должностных лиц налоговых, таможенных органов, сотрудников органов внутренних дел и т.д.
Итак, разъясним вопрос о том, можно ли, и главное, каким образом возместить вред, причиненный государственным органом или должностным лицом.
Во-первых, следует сказать, что право на возмещение вреда, причиненного государственными органами, это конституционно закрепленное право.
Субъектом ответственности за такие правонарушения является государство. Людям, не имеющим юридическое образование, достаточно сложно представить, каким образом государство может нести ответственность, и что можно взыскать с государства. В действительности же в гражданском праве существует целый институт возмещения вреда, причиненного актами власти, который соответствует принципу участия государства на равных началах с иными субъектами в гражданских правоотношениях.
И действительно, непростым вопросом является определение надлежащего ответчика по таким делам. На практике допускается предъявление исковых требований как к публичному образованию, то есть Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, так и непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему соответствующее нарушение.
Другим важным моментом является необходимость определения принадлежности органа власти к федеральному уровню или к уровню субъекта. А для этого необходимо знать данные о его учредителе. Зачастую допускается ошибка, и в качестве критерия для определения принадлежности используется источник финансирования.
Во-вторых, поскольку для лиц, пострадавших от действий органов государственной власти или должностных лиц, предусмотрено право обжалования действий (бездействия) государственного органа, то иски к государственным органам о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями, могут предъявляться как самостоятельно, так и с предварительным или одновременным обращением в суд с требованиями о признании действий органа незаконными. Целесообразность предъявления таких требований определяет само лицо.
Представляется, что способ защиты гражданских прав лицо выбирает с учетом собственных интересов.
Если лицо заинтересовано в возмещении убытков, причиненных ему незаконными действиями субъекта власти, то оно вправе избрать такой способ защиты без предварительного обращения в суд с требованием о признании незаконными действий, повлекших причинение ущерба. Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действие (бездействие) государственного органа - незаконным, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действием (бездействием).
В-третьих, вред может быть возмещен при наличии всех нижеперечисленных условий:
- доказанность факта причинения вреда;
- причинно-следственная связь между действиями (бездействием) государственных органов и наступившими вредоносными последствиями;
- противоправность деяния причинителя вреда;
- вина.
Поскольку для возмещения вреда истец должен представить доказательства, подтверждающие наличие изложенных выше условий, перед ним возникает сложность, заключающаяся в их сборе и надлежащем оформлении. Таким образом, в случае причинения вреда государственными органами и их должностными лицами, Вы можете взыскать причиненный Вам ущерб, однако всегда следует учитывать, что определенные особенности и сложность этой процедуры требуют профессионального подхода, что невозможно без квалифицированной помощи юристов юридической фирмы Логос.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ - Сбор документов и их павовая оценка. - Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...
На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.
2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ - Разработка проекта иска/отзыва на иск. - Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию. - Подача иска в суд. Подробнее...
Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.
3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ - Проведение предварительного слушания. - Оценка возражений противоположной стороны. - Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств). - Проведение основного слушания. Подробнее...
Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.
4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. - Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведениеслушания дела. Подробнее...
Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения.
="">5.КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. -Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведение слушания дела. Подробнее...
Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей
6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Возбуждение исполнительного производства. - Участие в исполнительных действиях. - Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru