Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Борисова Вероника
В данной статье речь идет о товарном знаке, его видах, ответственности
Обозначение, которое служит для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц называется товарным знаком.
Товарные знаки бывают нескольких видов:
- Словесные (например, «Apple» для компьютеров или Coca-Cola)
- Изобразительные (например, слово в каком-нибудь оригинальном написании, или какое-нибудь изображение – крокодильчик Lacoste)
- объемные, как правило, представляют собой объемную специфическую форму (форма таблетки, мыла)
- комбинированные, т.е. включающие изобразительные и словесные элементы, а иногда и объемные элементы (йогурт Даниссимо)
Основное требование к товарному знаку это его различительная способность, то есть, чтобы потребитель, увидев товарный знак, не перепутал его ни с каким другим.
Товарные знаки регистрируются для определенных классов Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), который состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ - это товары, а с 35 по 45 классы — услуги.
Владелец товарного знака получает исключительное право на товарный знак для товаров и услуг, заявленных в соответствии с классами МКТУ. Данное право подтверждается свидетельством государственного образца, в котором представлен сам товарный знак, указан его правообладатель и классы, для которых произведена регистрация товарного знака.
Правообладатель, то есть лицо, которое обладает исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению, что означает, что после того, как произведена регистрация такого знака, правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами.
Использование охраняемого товарного знака без разрешения правообладателя запрещено действующим законодательством и влечет соответствующую ответственность. Кроме того, следует иметь ввиду, что отсутствие запрета не считается согласием или разрешением на использование чужого товарного знака.
Так, например, если за основу изделия (например, игрушки) взято изображение автомата, который является зарегистрированным товарным знаком, а его продавец не имеет прав на использование товарного знака, то его действия считаются незаконными. Правообладатель при этом может требовать выплаты компенсации.
Защита исключительных прав на товарный знак осуществляется, в частности, путем предъявления требования:
пресечении действий, нарушающих право, - к лицу, совершающему такие действия;
возмещении убытков - к лицу, которое неправомерно использует товарный знак.
Кроме того, правообладатель может требовать от нарушителя в случае нарушения исключительного права на товарный знак выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, которая определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения.
Чтобы использовать чужой товарный знак, не опасаясь ответственности, предусмотренной действующим законодательством, необходимо получить право использования соответствующего результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации путем заключения лицензионного договора с правообладателем.
В таком случае, лицензиат сможет использовать товарный знак в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. При этом следует учитывать, что права, прямо не указанные в договоре, не считаются предоставленными.
Взыскание убытков или компенсации – процесс достаточно сложный. Следует иметь ввиду, что суды зачастую отказывают в удовлетворении исков о взыскании убытков по причине неправильного составления требования, отсутствия доказанности и грамотного обоснования.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru