СПОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОБСТВЕННОСТЬ, АРЕНДУ, ПОСТОЯННОЕ БЕССРОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Блинов Артём
К числу земельных относятся любые споры, предметом которых является земельный участок либо права на него. Из всего многообразия этих споров мы рассмотрим наиболее актуальные и распространенные споры, связанные с предоставлением земельных участков, приобретением их в собственность и правами граждан на земельные участки. Данные споры можно разделить на две категории: 1) споры, связанные с бесплатным предоставлением земельных участков; 2)споры, связанные с возмездным (платным) предоставлением земельных участков.
Бесплатное предоставление земельных участков. Бесплатно земельные участки могут предоставляться гражданам только в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ст. 28 Земельного кодекса РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает только два случая безвозмездной передачи в собственность граждан земельных участков. Во-первых, передача земельных участков, которые ранее были выделены гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного, наследуемого владения, т. е. речь идет о бесплатной приватизации. Во-вторых, передача земельных участков, выделяемых в порядке компенсации при изъятии у граждан земельных участков для государственных и муниципальных нужд (ст. 63 Земельного кодекса РФ). Возмездное (платное) предоставление земельных участков. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного строительства садоводства, огородничества и других целей, не противоречащих законодательству, могут предоставляться гражданам в собственность или в аренду. Причем по общему правилу выделение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату. Порядок предоставления за плату гражданам и организациям земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Земельный кодекс РФ определяет следующие виды предоставления земельных участков за плату из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: 1) для строительства (ст. 30 Земельного кодекса РФ); 2) в связи с заключением договора о развитии застроенной территории (п. 2.1. ст. 30 Земельного кодекса РФ); 3) для жилищного строительства (ст. 30.1 Земельного кодекса РФ); 4) для комплексного освоения в целях жилищного строительства (ст. 30.2 Земельного кодекса РФ); 5) гражданам для целей, не связанных со строительством (ст. 34 Земельного кодекса РФ). Вопросы приобретения земель сельскохозяйственного назначения регулируются федеральными законами от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Кратко рассмотрим некоторые из видов предоставления земельных участков за плату.
1. Согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: - с предварительным согласованием места размещения объекта - без предварительного согласования места размещения объекта. Процесс формирования участков включает такие работы, как:
-подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; -определение разрешенного использования земельного участка; -определение технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним.
С завершением формирования земельного участка он ставится на государственный кадастровый учет в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 Земельного кодекса РФ. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при: - размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий); - в случае предоставления земельных участков для нужд сельскохозяйственного производства или из состава земель лесного фонда; - в случае предоставления земельных участков гражданину для индивидуального жилищного строительства либо ведения личного подсобного хозяйства (п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ). Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект размещения границ земельного участка являются основанием для предоставления земельных участков для строительства в аренду. Иных вариантов выделения земельных участков, кроме аренды, при указанном порядке предоставления закон не содержит.
Между тем споры, связанные с предоставлением земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности представляются сложными, в связи с тем, что истцам при обращении в суды необходимо правильно выбрать способ защиты своих прав в суде (при наличии недоработанности земельного законодательства сделать это без помощи квалифицированного специалиста очень непросто), точно определить круг обстоятельств, которые необходимо доказывать, представить большой пакет необходимых документов в обоснование своих требований, а зачастую получение таких документов в органах государственной власти требует времени и определенных денежных затрат (например: в случае непредоставления заявителем всего необходимого пакета документов, госорган может отказать в выдаче необходимого документа, госпошлина при этом не возвращается).
2. Выделение земельных участков для целейжилищного строительства и связанного с ним комплексного освоения территорий осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта исключительно на аукционах.
В двухнедельный срок со дня обращения гражданина либо юридического лица о предоставлении земельного участка исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления должно быть принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка. Предметом аукциона может быть только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. По результатам аукциона, оформленным протоколом, заключается договор купли-продажи земельного участка либо права на заключение договора аренды такого земельного участка.
Исключение из этого правила сделано в отношении земельных участков при заключении договора о развитии застроенной территории. На основании п. 2.1 ст. 30 Земельного кодекса РФ по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, земельный участок предоставляется ему бесплатно в собственность или в аренду. Кроме этого, предоставление земельного участка в арендугражданину для индивидуального строительства может осуществляться без проведения торгов в случае, предусмотренномЗемельного кодекса РФ. Этой нормой предусмотрено, что, если после подачи гражданином заявления о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления опубликовали сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого участка, и по истечении месяца со дня опубликования такого сообщения заявления не поступили, указанные органы власти принимают решение о предоставлении участка для жилищного строительства в аренду гражданину.
3. Возможность предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством, предусмотрена в Земельном кодексе РФ. При этом в самой статье не содержится конкретных указаний относительного того, что предоставление земельных участков для названных целей должно осуществляться с проведением торгов либо без них. Согласно Земельному кодексу РФ органы государственной власти и местного самоуправления обязаны принять акт, предусматривающий процедуру и критерии предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, а также порядок рассмотрения полученных заявок и принятия решений. Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 16.07.2010 N 447-113 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством" предоставление земельных участков в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, осуществляется по результатам торгов на право заключения договоров аренды таких земельных участков, либо без проведения торгов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга. Данным законом в частности предусмотрено, что без проведения торгов земельные участки предоставляются в аренду гражданам для целей, не связанных со строительством, в случае использования ими земельных участков не в целях осуществления предпринимательской деятельности (п.1.ст. 4 Закона).
5. Отдельного внимания заслуживает вопрос предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу такие земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах) (п.1 ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Однако есть исключения из этого правила: например, случай приобретения переданного в аренду гражданину или юридическому лицу земельного участка в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (абз 2 п. 1.ст. 10 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Кроме этого, торги не проводятся в случае передачи в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, если имеется только одно заявление о передаче таких земельных участков в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Также федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены случаи приобретения в собственность некоторыми юридическими лицами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по льготным ценам без торгов. Так, в соответствии с п. 7 ст. 10 данного федерального закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность с/х организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, на земельные участки, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. В связи с этим возникает немало споров, связанных с отказом органов местного самоуправления в предоставлении таким организациям данных земельных участков в собственность по льготным ценам. У нас имеется опыт ведения подобных дел, связанных с возникновением споров между организациями и Администрациями муниципальных районов по вышеназванным вопросам с достижением положительного результата для организаций. Так, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2011 г. по делу № А56-26756/2011 признанно незаконным бездействие Администрации МО в отношении заявлений организации о предоставлении в собственность в соответствии с п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельного участка, суд обязал Администрацию заключить с организацией договор купли-продажи земельного участка по цене 15% от кадастровой стоимости земельного участка, не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Судом установлено, что Администрация в 1992 г. предоставила данный земельный участок площадью 15 соток на праве бессрочного (постоянного) пользования организации под сельскохозяйственное использование. В 2010 году данная организация, ведущая сельскохозяйственную деятельность, обратилась в Администрацию МО с заявлением о предоставлении вышеназванного участка в соответствии с правилами, установленными п. 7 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», однако Администрация МО не приняла никаких мер по заявлению организации, в связи с чем организация обратилась в суд с заявлением с вышеуказанными требованиями, которые суд удовлетворил.
Таким образом, проблем возникающих в сфере предоставления государственными органами и органами местного самоуправления земельных участков гражданам и организациям, на сегодняшний день очень много. Данные проблемы требуют очень тщательного подхода к их решению, поскольку споры, возникающие в этой сфере, являются очень специфичными ввиду недоработанности и наличия пробелов в действующем законодательстве РФ о земле, ввиду возникновения определенных сложностей в получении необходимых документов для обоснования своей позиции в суде. Поэтому грамотная и своевременная юридическая помощь в подобного рода делах является необходимой, поскольку только квалифицированные специалисты, отлично разбирающиеся в этих вопросах и знающие на них ответ, смогут определить верное направление для достижения поставленной Клиентом цели и успешно достигнуть данной цели, сэкономив Клиенту время, нервы и деньги.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru