ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В САДОВОДЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Материал подготовил юрист ЮФ"Логос" Зеленина Екатерина
Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» закрепил право граждан на предоставление в собственность земельных участков в садоводческих обществах, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление земельных участков в собственность производится за плату или бесплатно в случаях, установленных законом РФ или субъекта РФ. Частью 4 статьи 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого. Огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона (до 20.04.1998) было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина. К данному заявлению прилагаются следующие документы: - описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; - заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. Однако, на практике, даже при такой упрощенной процедуре оформления в собственность земельного участка, используемого в садоводческих целях, возникают много спорных ситуаций, когда государственные органы или органы местного самоуправления отказывают гражданам в предоставлении земельных участков. При этом, на наш взгляд, используя абсолютно незаконные и бюрократические «отписки». Зачастую, органы власти отказывают гражданам, являющимся членами садоводческого товарищества, в предоставлении в собственность выделенного данным товариществом земельного участка, мотивируя его отсутствием утвержденного проекта организации и застройки территории садоводческого объединения (на данный проект имеется прямая ссылка в ч. 4 ст. 28 ФЗ № 66-ФЗ). При этом, органы местного самоуправления при данных обстоятельствах не принимают во внимание даже те факты, что испрашиваемые земельные участки прошли кадастровый учет, а значит, размеры и границы земельных участков были установлены и согласованы в законном порядке, участкам присвоен кадастровый номер. Органы власти порой отказывали в предоставлении земельных участков в садоводческих объединениях даже в тех случаях, когда проект организации и застройки территории объединения несколько лет находился в местной администрации и не утверждался по сомнительным причинам. Тем не менее, лица, чьи права нарушаются подобными необоснованными отказами органов власти в предоставлении земельных участков в садоводческих целях, имеют право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и просить признать действия органов власти незаконными.
Суды в настоящее время акцентируют внимание на том, что нельзя ставить защиту прав землевладельца (члена садоводческого объединения) в зависимость от бездействия органов власти, в обязанности которых входит утверждение проектов организации и застройки территории садоводческих объединений. Судебные органы прямо указывают, что граждане не должны отвечать за бездействия органов, в чью компетенцию входят составление, утверждение, корректировка генерального плана садоводства. Однако, при этом суды также должны установить, что сам гражданин, обратившийся с заявлением о предоставлении земельного участка в садоводческом объединении, владеет участком на законном основании; не нарушает прав третьих лиц, в том числе не нарушает границы смежных участков и его участок не накладывается на другие участки; в установленном порядке поставил на кадастровый учет испрашиваемый земельный участок. При том, что ЗК РФ (ч. 7 ст. 36) устанавливает, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Необходимо отметить, что статья 38 Федерального закона № 66-ФЗ указывает, что органы местного самоуправления должны содействовать садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, а также их членам посредством принятия соответствующих решений, в том числе содействовать в осуществлении государственной регистрации или перерегистрации прав на садовые, огородные или дачные земельные участки, изготовлении межевых планов на участки в порядке и сроки, которые установлены законодательством. Судебная практика по делам о приватизации земельных участков в садоводческих объединениях часто встает на защиту прав землевладельцев. Однако, специфика земельных правоотношений такова, что большое значение для положительного исхода дела имеет правильное оформление документов в органах власти, соблюдение всех установленных сроков для обращения в органы, сбор полного пакета доказательств для судебного разбирательства, если органы власти отказали в предоставлении земельного участка в собственность. Только квалифицированные юристы по земельным спорам определят правильную тактику защиты нарушенных прав землевладельцев и помогут грамотно оформить исковые требования в суд.
ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ
1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ - Сбор документов и их павовая оценка. - Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее...
На этой стадии выясняется правовое содержание тех конфликтов, задач или проблем, которые привели или могут привести клиента в суд, а также разрабатываются различные способы их решения. Прежде всего, мирным путем (если это возможно), путем переговоров и поиска компромисса.
2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ - Разработка проекта иска/отзыва на иск. - Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию. - Подача иска в суд. Подробнее...
Предполагает разработку концепции защиты интересов клиента и сбор всех необходимых доказательств. На этой стадии юристами фирмы разрабатывается главный документ, который во многом будет определять судьбу дела в первой инстанции - проект дела, в котором юристами делается по возможности полный и всесторонний анализ наиболее эффективных способов защиты интересов клиента. По наиболее важным делам проект дела обсуждается коллегиально всеми ведущими юристами компании. На основании проекта дела готовится исковое заявление.
3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ - Проведение предварительного слушания. - Оценка возражений противоположной стороны. - Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств). - Проведение основного слушания. Подробнее...
Работа в суде первой инстанции очень важна, т.к. она закладывает фундамент всего процесса, потому что в других инстанциях (а серьезные процессы проходят, как правило, через несколько инстанций) будет рассматриваться и переоцениваться работа, выполненная в первой инстанции арбитражного процесса. Эта работа предполагает выдвижение и обоснование своей правовой позиции, знакомство с правовой позицией оппонентов, разработка и донесение до суда контраргументации. Юрист нашей фирмы после каждого заседания готовит отчет о проведенном процессе, который, как правило, подробно обсуждается и анализируется для выработки наиболее выигрышной правовой позиции.
4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. - Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведениеслушания дела. Подробнее...
Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения
="">5.КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ - Правовая оценка решения суда. -Оценка жалобы противоположной стороны. - Разработка проекта дела. - Подготовка жалобы/отзыва на жалобу. - Проведение слушания дела. Подробнее...
Эта инстанция ставит в деле фактическую точку, которая впоследствии лишь теоретически может быть изменена Вышестоящим судом. На практике, дальше Кассационной инстанции дело уже не пойдет. Часто случается, что Кассационная инстанция изменяет решение, принятое ранее судами других инстанций, устраняя различные судебные ошибки, т.к. в Кассационной инстанции дело изучается наиболее внимательно и беспристрастно. Поэтому, чтобы отстоять достигнутое решение или добиться перелома в деле, очень важно суметь грамотно и четко донести до суда свою позицию, которая, безусловно, должна быть созвучна с судебной практикой Кассационной инстанции по аналогичным делам. На стадии Апелляционного и Кассационного рассмотрения дела решающим фактором становится опыт юристов и хорошее знание судебной практики Высшего Арбитражного суда, данного суда, и зачастую также участвующих в деле судей
6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - Возбуждение исполнительного производства. - Участие в исполнительных действиях. - Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее...
Завершающая стадия процесса, когда уже решение принято и, казалось бы, вся борьба позади, на самом деле является самой трудной и непредсказуемой. В исполнительном производстве совершается больше всего ошибок, в исполнительном производстве больше всего субъективизма, порой оказываются самые длинные сроки. Часто внутри стадии исполнительного производства возникают самостоятельные процессы: например, обжалование действий или бездействий судебного пристава-исполнителя. Эта стадия требует от юриста особенных качеств: настойчивости и обаяния, умения разговаривать с людьми и хорошего знания всех тонкостей и нюансов исполнительного производства.
Смотри также:
Раздел земельных участков Природа общей собственности на земельный участок - множественность субъектов и неразделенность объекта - не отличается от права общей собственности на любые другие объекты.
Определение порядка пользования В отличие от раздела земельного участка определение (установление) порядка пользования земельным участком не зависит от его размера, числа совладельцев и вида прав на земельный участок, т.е. принадлежности на праве собственности либо постоянного (бессрочного) пользования.
Зарегистрированное СМИ — сетевое издание «Интернет-сайт Юридической фирмы "Логос"» Зарегистрировавший орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70892 Учредители: ООО "Юридическая фирма "Логос", Осман Андрей Ильич Главный редактор: Осман Андрей Ильич Телефон редакции: +7 (812) 579-77-66 e-mail редации: law@logosinfo.ru